ЛЮДИ И ОРКИ: ПЕРВЫЙ КОНТАКТ

22-24 июля 2005

О взносах и допуске
Боевые правила
Страна мёртвых
Экономика
Медицина
Форум
Контакты
ОРКИ

1. Ареал проживания
Южное Плоскогорье, ограниченное с севера Срединным Хребтом, с запада и юга – океаном, с востока – непроходимыми джунглями. Каменистая пустыня и полупустыня. Редкие оазисы и реки. Группы орков, впоследствии ставшие племенами, расселялись вдоль этих рек и оазисов, постоянно враждуя друг с другом за воду и продовольствие. Часть племен в ходе расселения была оттеснена в джунгли, на долгое время утратила контакт с остальными и сильно обмельчала (гоблины). В условиях жесткой борьбы за выживание у последних сложились очень тесные внутривидовые отношения
(принцип "все за одного", тип хозяйства, близкий к коммунному и т.д.). Большие расстояния между оазисами и сложность ориентирования в однообразной местности обусловили появление специфической группы/касты «проводников», переносящих от племени к племени новости и информацию. Обитающих в предгорьях свиней и карликовых коз оркам удалось одомашнить, решив таким образом продовольственную проблему. Металлические руды редки, поэтому наряду с металлическим сплошь и рядом встречается каменное и костяное оружие.

2. Социальная структура общества
Кланово-племенные отношения. Вдоль рек и практически возле каждого оазиса сформировалось самобытное племя, часто с весьма экзотичной внутренней структурой. Племя уже стало устойчивой социальной единицей, кланы только-только начинают формироваться. Большие расстояния между племенами и сложность обмена информацией между ними делают процесс дальнейшего объединения медленным и сложным. Кроме того, между племенами идет перманентная вражда за гегемонию, и клан по сути – это только группа племен, заключившая военный союз. Такие союзы рушатся и перезаключаются довольно часто.
У воинов каждого племени есть тотем (это не обязательно животное, может быть также растение, предмет, стихийное явление и т.п., но обязательно нечто материальное). Тотемизм возник из культа оружия, которому орки любят давать разные громкие имена ("Топор грома", ятаган "Коготь льва", лук "Суховей", щит "Скала" и т.п.). Мышление у орков работает не по принципу "Я/мы произошли от...", а по принципу "Я/мы хотим быть похожи на...". Дальше из-за коллективного мышления сформировался обычай называть оружие в одном племени примерно в одном ключе ("Коготь льва", "Львиный клык", "Львиный оскал" и т.п.), а объединяющая часть и стала тотемом. Символ/изображение этого тотема воины часто носят на одежде, оружии, доспехах или коже, хотя обязательным к ношению символ является только у вождя и его теней. Пеон может не носить символа или носить несколько символов, но и то и другое бывает редко, поскольку символ у пеона – это символ защиты соответствующего племени, т.е. это пеон такого-то племени, и покусившийся на него будет иметь дело с вождем и воинами этого племени. Если символа нет, то… Носящий два символа пеон находится под защитой обоих племен (это иногда бывает, когда воины разных племен договариваются о разделе имущества или о союзе). Самовольное присваивание себе (все равно пеоном или воином) чужого символа карается смертью на месте.

3. Сословно-профессиональная структура общества
Основные сословия/касты стандартны (жрецы, воины, проводники-торговцы и пеоны). Во главе любого племени так или иначе находится вождь (лучший из воинов, признанный остальными). Наследования нет. Процедура смены вождя стандартная – поединок. Или массовая потасовка, если кандидатов больше двух (так бывает после смерти вождя в бою или его убийства). В некоторых племенах, где часто гибнут вожди, развилась настоящая традиция таких групповых схваток («Мясорубка»), в которой могут участвовать все желающие воины племени.
Жрецы или стоят особняком (культ зверя), или почти совмещены с воинами (культ героев и оружия). Воином может стать любой, победивший воина в бою один на один, причем никаких различий между мужчинами и женщинами нет. Изготовлением оружия и доспехов занимаются сами воины.
Проводники - весьма специфический вариант торговцев, занимающийся в первую очередь передачей информации между племенами и кланами, проводкой караванов и только опосредовано – торговлей (поскольку вождь племени или его приближенные силой могут отобрать любую вещь на своей земле). Убийство проводника приравнивается к убийству вождя или жреца и карается смертью не только убийцы, но и всех его родственников. Такой обычай возник для обеспечения хоть какого-то обмена информацией в условиях сложности общения между племенами и сильными тенденциями к изоляции в пустынной местности.
Пеоны разводят свиней и коз, по требованию вождей строят крепости и выполняют другие работы. Земледелие у орков не развилось из-за неплодородности земель.

4. Структура семьи, отношения поколений, отношения муж-жена
Семья представляет собой мини-модель племени: глава семьи, его жены (обычно больше одной, поскольку мужчины постоянно гибнут в межклановых и межплеменных стычках), дети, другие родственники. Уклад жизни патриархальный, но могут быть исключения (если женщина-воин выберет себе в мужья проводника или пеона). В целом, кастовые отношения у орков превалируют над семейными, поэтому главой семьи всегда считается воин (даже если он женского пола), если в семье воина нет – жрец, потом - проводник. Дети обычно идут по стопам родителей, но могут быть исключения.
Никакими обычаями и традициями строение семьи и семейный уклад не регулируется. Возможна и полигамия, и полиандрия, и «шведский» брак. Единственное, что прижилось – это запрет на близкородственные браки (отец-дочь, мать-сын, брат-сестра; строго говоря, орки вообще преимущественно экзогамны, т.е. предпочитают жен извне племени) и традиция «испытания отказа» (распространенная, впрочем, практически на все области жизни орков): любой, кто считает себя вправе оспорить решение главы семьи, устройство семьи или принадлежность жены/жен, может бросить ему вызов на поединок. Чаще всего применительно к семье это вызов на бой «до смерти».

5. Экономическая модель
Основные занятия орков – животноводство, охота и грабеж/разбой. Образ жизни – полукочевой. Натуральное хозяйство. Налогообложение также натуральное, т.е. воины забирают у пеонов и у всех, до кого доберутся, все, что им нужно, дальнейшее перераспределение происходит через стычки (групповые и индивидуальные). Вождь устанавливает порядок изъятия (кто за кем, и понятно, что он - первый), а также может приказать не трогать ту или иную вещь, оставить ее у пеона. До прямого распределения через вождя воины еще не додумались (но к этому все идет). Индивидуальные стычки ритуализованы в форме поединков за предмет спора до смерти, первой крови, первой серьезной раны и т.п.

6. Религия

6.1 Представления о боге, мире, орке.

Мир в представлении орков – это громадная, почти плоская земля, плавающая на поверхности бескрайнего океана. Источники воды в пустыне и оазисы – места, где Мировой Океан выходит на поверхность, а его воды, проходя через песок пустыни, очищаются от соли и становятся пригодными для питья. Песчаные бури – это океанские шторма, только на земле. Горы – складки земли, возникшие из-за штормов Мирового Океана.
Мировой Океан, по поверьям орков, возник в результате нужды Первозверя, возникшей в Небытии. (Надеюсь, Вы ещё не забыли о том, что орки значительно ближе к природе, нежели люди?). О происхождении континентов можно догадаться по аналогии. Узрев дело, мнэээ… лап своих, пришёл Первозверь в дикую ярость, потому что нрав у него был свирепый и вспыльчивый – на то он и Зверь. Решил он, что образовавшийся мир нужно заселить существами, чтобы те мучались всю жизнь. И вырвала Ярость Первозверя тварей из Небытия, и последними – орков, и поселились они в образовавшемся мире. Но орки Первозверю тоже не понравились, что привело его в ещё большую ярость. Тогда тот решил уничтожить исполненный несовершенства мир.
Но один из орков, достойнейший из достойных, убедил Первозверя не уничтожать весь мир сразу, а делать это постепенно, потому что иначе выйдет так, что божественные нужды Первозверя пропали даром. Тщеславие Первозверя не могло этого допустить, поэтому он приказал оркам приносить ему в жертву по одному орку из каждого племени трижды в год (каждый сезон). С тех пор на орочьи племена легло тяжёлое бремя защиты мира от Ярости Первозверя. Таким образом, Зверь уничтожал мир по частям, потому что орки так же являлись частью этого мира.
С тех пор жертвоприношения осуществляются только теми воинами, которые способны выдержать зрелище Ярости Первозверя, то есть потомками того самого первого орка, спасшего мир от мгновенной гибели. Со временем из них сложилось отдельное жреческое племя, получившее имя Заклинателей Зверя.

6.2 Представления о посмертии

Считается, что после смерти орки возвращаются в небытие, откуда их вырвала Ярость Зверя. Поэтому тело умершего обычно сжигают, а пепел развеивают.

6.3 Служители культа

Религия орков представляет собой причудливое переплетение двух культов – культа Зверя и культа оружия.
Служителем культа оружия является каждый воин любого орочьего племени. Культовые практики обычно более-менее едины только внутри племени (из-за тотема).
Служение культу Зверя осуществляют только мужчины племени Заклинателей Зверя (или просто Заклинателей). Считается, что они являются прямыми посредниками между орками и Зверем: защищают мир орков от его Ярости, каждый сезон уговаривая Зверя принять взамен жертвенных орков, и в то же время они могут открыть путь Детям Зверя, чтобы наказать племя, если оно нарушит традиции культа. В соответствии с верованиями, если оркам когда-то будет грозить опасность, с которой им будет не по силам справиться самим (что, прямо скажем, маловероятно), жрецы смогут направить ярость Детей Зверя на неё, чтобы орки, Хранители Мира, продолжили жить и каждый год спасать мир от полного уничтожения, однако легенды не говорят ни слова о том, как затем эту ярость усмирить.
Живут Заклинатели Зверя обособленно, кочуя по всей изведанной орками части мира; впрочем, когда близится время принесения жертвы, они дают знать Проводникам о том, где их найти. Племя состоит только из мужчин: время от времени жрецы приходят в другие племена, чтобы выбрать по одним им известным критериям Невест Зверя, которых они забирают с собой. Никто этих оркинь больше не видит: войти в границы Стойбища Зверя является строжайшим табу, нарушение которого может навлечь Ярость не только на святотатца, но и на всё племя (теоретически: даже самые древние легенды не дают подтверждения тому, что это когда-либо происходило).

6.4 Обряды

Культ Зверя:
Жертва Ярости Зверя. Выбранных орков жрецы культа Зверя уводят за пределы видимости остальных, и там приносят в жертву воплощению Зверя. Это великое таинство: считается, что Ярость Зверя столь ужасна, что только племя Детей Зверя в силах узреть её и остаться в живых. После принесения жертвы все племена празднуют спасение мира еще на один сезон.

Культ оружия:
Основных обрядов три:
- посвящение в воины (после серии испытаний, варьирующихся от племени к племени; так, основным критерием для ряда племен является победа над другим воином в поединке до первой крови). Воин получает оружие побежденного, право на часть добычи, право создавать именное оружие.
- создание именного оружия. Любой воин может выковать/выточить/создать оружие с именем. В различных племенах обряды создания оружия различны, но обычно такое оружие воин создает в одиночку и так, чтобы процесса создания никто не видел, а имени оружия никто не знал. После этого оружие проверяется в деле дважды – в схватке с другим именным оружием внутри племени и в набеге. Если воин, создавший оружие, остается живым, а само оружие - целым, имя сообщается всем, а на оружие наносится тотем.
- превращение в тень вождя. Любого воина (с его согласия) вождь может объявить своим собственным оружием, своей тенью, продолжением себя самого. С этого момента этот воин теряет свободу воли, лишается своего имени и откликается только на имя вождя (если самого вождя нет рядом) и на прозвище/название оружия, данное ему вождем. Любые поступки, совершенные тенью, считаются совершенными самим вождем. После смерти вождя тени вновь обретаю свои имена и свободу воли.

6.5 Празднества

Единственный религиозный праздник орков – праздник откупа от Ярости Зверя. Проходит три раза в год (каждый сезон: год в этом мире очень долгий, а каждый сезон – это аналог цикла «весна-лето-осень») после ритуальной жертвы.
Могут также праздноваться успешный набег (особо почитается нападение, принесшее в племя много здоровых невест: орки преимущественно экзогамны), победа в бою, избрание вождя и его женитьба, но эти праздники никогда не бывают регулярными и, по сути, представляют собой светскую пирушку.

6.6 Обязанности рядовых верующих

Правила Культа Оружия сводятся к следующему:
- содержать оружие в чистоте и постоянной готовности
- без нужды не ломать чужое именное оружие и доспехи

Единственной обязанностью верующих Культа Зверя является предоставление жертвы Ярости Зверя 3 раза в год. Жертва обязательно орочья (обычно это пленный из другого племени, но при отсутствии пленников в жертву приносят своего).

7. Система власти, светской и духовной.
Вся власть в племени принадлежит вождю и его теням (оркам, выбираемым вождем, которые считаются продолжением самого вождя). Он толкует все законы и традиции, а также следит за их исполнением. Чуть ниже стоит стая/«дружина» воинов вождя. Каждый воин стаи может сам толковать традиции, если это не противоречит приказам и толкованиям вождя. Еще чуть ниже находятся свободные воины. Далее – пеоны. Проводники не принадлежат ни к одному племени, но обязаны подчинятся законам того племени, на чьей территории они находятся.
Кланы формально управляются советами вождей племен, их составляющих (обычно в клане 3-5 племен). На практике такие советы только решают внутриклановые споры и координируют общеклановые набеги. В племени примерно 100-200 орков, из них 50-70 воинов. Жрецы зверя стоят особняком и редко вмешиваются в обычные дела, но к их мнению прислушиваются.

8. Судебно-законодательная система
За исключением редких традиций (закона поручительства/гостеприимства на своей земле, неприкосновенности проводников и закона символа (оскорбление тотема/символа племени или клана, а также любого, носящего такой знак, считается оскорблением всего племени или клана)), вождь является на своей земле верховной властью, и назначает судебных исполнителей (свои тени/голоса), разбирающие каждое конкретное дело. Особо серьезные дела вождь разбирает лично. При серьезных межплеменных проблемах может собираться совет вождей клана… который обычно мало к чему приводит: кланы – структуры временные, и каждый вождь, на самом деле, считает своё мнение выше мнений других вождей.
Вожди племен очень не любят, когда гибнут в междоусобных стычках ценные воины и пеоны, плюс они очень любят все контролировать, а соответсвенно, предпочитают разбираться в каждом деле. Суд происходит по принципу «Мы тут посовещались, и я решил!»
Ещё одно обычное решение в случае столкновения интересов двух спорящих – поединок до первой крови (и лишь изредка – до смерти), санкционированный вождём. Воин, несогласный с вождем по какому-либо решению, также может потребовать поединка, однако на практике этого почти никогда не происходит, поскольку для победы ему нужно победить не только самого вождя, но и все его тени, если только сам вождь не решит по-другому.

9. Материальная культура

9.1 Костюм

9.1.1 Мужской и женский костюмы
Орки более воинственные, несколько дикие, больше бегают, охотятся. Они живут в пустынных землях, стремятся быть похожими на зверей, поэтому мужские и женские особи мало отличаются в одежде, особенно воины. Орки разрознены на племена, каждое имеет свой тотем, цвет капюшона, племенную раскраску лица.
Основа костюма – туника длиной до середины бедра (до колена у женщин), шаровары (впрочем, женщины носят как их, так и аналог лосин: последние выгодно подчёркивают развитую мускулатуру), широкий кушак, за который очень удобно прятать оружие, ценные предметы, чтобы они не болтались при беге. На одежду обязательно нашивается тотем племени.
Так как в землях Орков печет солнце, то они вынуждены постоянно носить на голове светлые капюшоны и поверх – придерживающие их широкие кожаные «хайратники» с тотемом (на манер кокарды). Капюшоны могут кроиться с длинными полами, которые для удобства заправляются в кушак. Капюшоны и тотемы могут быть различными у племен, но являются обязательными!
Орки одевают плащи преимущественно на ночь, когда в пустыне резко холодает. Соответственно, плащи кроятся наподобие бурнуса, со множеством складок, чтобы воздушная прослойка защищала от холода.
Обязательным отличием одежды орков так же является бахрома! Она символизирует шерсть зверей и может находиться на горловине туники, по всей длине на рукавах, по краю капюшона, штанах. Бахрома может быть и кожаной, и матерчатой (шнур).
Скотовод в одежде менее агрессивен, охотник, наоборот, одевает на себя еще и трофеи: клыки, когти и т.д.
Обувь лучше удобная и крепкая, со шнуровкой/ремешками вокруг голени (берцы настоятельно не рекомендуются; если кто-то всё же намерен приехать в них, позаботьтесь эстетично декорировать голенище).
Костюмы гоблинов характеризуются отсутствием воинской атрибутики: костей, когтей, клыков и пр. В остальном они аналогичны орочьим.

9.1.2 Костюм проводника
Особую должность занимают проводники. Они особенно много перемещаются от племени к племени, ведут торговлю, передают известия.
Так как проводники не принадлежат ни к одному племени, то у них нет тотема! На их одежде меньше бахромы. По желанию, проводники могут, помимо обычно орочьей одежды, носить бриджи, набедренные повязки… одним словом, всё, в чём удобно бегать по жаре. Обязательной деталью костюма является большой мешок-сумка, плащ с капюшоном. Отличительная черта костюма проводника – очень светлые цвета.
Обувь, естественно крепкая.

9.1.3 Ткани и украшения
Материалы: любые натуральные материалы, кроме МЕХА, возможен только короткошерстный и только в качестве амулета.
Цвета: грязно-белый, песчаный, коричневый, зеленый, серо-черный.
Украшения: кожаные хайратники, напульсники, браслеты на ноги, стекло, кость, бахрома, раскраска на лице, оружие. Особой роскошью считается натуральное необработанное стекло (возникает при ударе молнии в песок, что бывает весьма редко), обсидиан (то же стекло, но вулканического происхождения), крупные когти, клыки.

9.2 Оружие
У орков наиболее популярны следующие виды оружия: лук, копьё, дротики, томагавки. При охоте на крупного зверя/ в бою используются также топоры, в т.ч. длинные (по плечо владельцу), кистени (именно в изначальном понимании этого слова: гирька, прикрёплённая к ремню, наброшенному за запястье) и, как их здесь называют, "боевые ножи" (миниатюрная коса на рукояти около 60 см). Среди орочьих женщин достаточно популярны сарбаканы (сумпитаны).
Чего точно нет: пик, алебард, двуручных мечей и т.п. оружия, предназначенного для борьбы пеших против всадников; полуторных мечей, шестопёров, сабель и т.п. оружия предназначенного для ведения боя верхом; требюше, баллист, спрингалд и т.п. техники, предназаначенной для осады крепостей. Также орки не удосужились изобрести кистень на рукояти и арбалет (за ненадобностью).

9.3 Доспехи
О чём орки больше всего заботятся, так это о голове: в условиях нехватки железа самым распространённым элементом доспеха стал шлем. В основном, это купол, к которому по мере сил и фантазии добавляются различные элементы: "рачий хвост", "уши", наносник, полумаска, поля, гребень и т.д. Купол может быть и полусферическим, и вытянутым в высоту (на манер басине). Шлем стараются всячески украшать перьями, кусками меха (с коротким ворсом: другого просто нет) и всем, что попадётся под руку. Шлемы могут быть и кожаными, с металлическим армированием.
Помимо шлемов, стараются защищать руки (кожаными/бригантинными наручами + рукавицами с нашитым на кисть диском из кости/железа; пальцы обычно не защищены) и живот/грудь (кожаные нагрудники, бригантины, хуяки, изредка - кольчуги, пластинчатые доспехи). Ноги не защищены.
Щиты используются только в бою и только профессиональными воинами, причём как с топором, так и с копьём. Щиты эти всегда выгнутые и могут иметь различную форму, вплоть до прямоугольника 150х80.
Чего точно нет: потов и топов, арме и пр. "конных" шлемов; кирас, стальных нагрудников; латных рук и латных же рукавиц.

9.4 Музыкальные инструменты
Изначально использовавшиеся в сугубо прикладных целях (на охоте и войне), у орков получают всё большее мирное применения два типа музыкальных инструментов: ударные и духовые. При этом критерием качества является не столько чистота получаемого звука, сколько его громкость, а равно размер инструмента.