ЛЮДИ И ОРКИ: ПЕРВЫЙ КОНТАКТ

22-24 июля 2005

О взносах и допуске
Боевые правила
Страна мёртвых
Экономика
Медицина
Форум
Контакты
WE, THE PEOPLE
МЫ, ТИПА ЛЮДИ

1. Ареал проживания
Люди планомерно распространялись по континенту, продвигаясь с северо-востока на юг. Это означало заселение пригодных для жизни участков холодных, каменистых (и то, и другое являлось сохранившимися следами не так уж много тысяч лет назад закончившегося оледенения), а следовательно – малоплодородных земель. В силу этого плотность населения продолжительное время оставалась очень низкой, что, в свою очередь, не способствовало формированию крупных племён и объединению их в кланы.
Ни одно животное людям так и не пришло в голову приспособить к езде, так что основными транспортными артериями являются реки. Благо, их хватает.
Несмотря на полукочевой (земли покидались по мере их истощения) образ жизни людей, на склоне горной цепи на северо-востоке находится Город – именно так, с большой буквы, в силу того, что он такой один. Население города составляют, если можно так выразиться, представители «старой породы», или, как их ещё именуют, карлы. Именно Город – центр ремесленного производства и аккумулятор капитала. Это обусловлено тем, что построен он на старых, но отнюдь не истощившихся залежах железной руды. Впрочем, помимо неё есть и иные объективные причины его доминирования: карлы, по сравнению с основной массой людей, весьма технологичны и ведут активную исследовательскую работу, в том числе, в силу их связи с горнодобывающим делом, и в области взрывчатых веществ. Разумеется, все «высокие технологии» держатся в строжайшем секрете.

2. Родоплеменная структура общества
Как уже упоминалось ранее, низкая плодородность земель обусловила соответствующую плотность населения. В силу этого любые попытки создания прочных союзов очень скоро терпели крах – преимущественно из-за территориальной разнесённости племён и борьбы за землю.
По этой же причине наблюдается постоянный рост числа отдельных племён: каждый год вожди перед началом зимы изгоняют тех, кто, по их мнению, принёс мало пользы племени в прошедшем году либо не переживёт зиму. Недовольные могут либо на месте бросить вызов вождю, либо подчиниться.
Территориальная дальность и малые размеры племён приводят к близкородственным бракам. Это обуславливает традицию похищения невест с принятием их в племя мужа, однако такое происходит не столь часто (как минимум, для этого нужно выследить другое племя, которому женщины тоже дороги).

3. Сословно-профессиональная структура общества
В каждом племени есть та или иная вариация на тему стандартной структуры: во главе племени стоит вождь, это место не наследуется, но исключительно завоёвывается в поединке. Вождь может лишь изъявить волю, кого он хотел бы видеть своим преемником.
В его прямом подчинении находится дружина, каковая пока ещё не стала 100% профессиональной: любой член племени может войти в её состав с согласия вождя и с его же согласия вновь вернуться к земледелию, охоте и т.д. Примечательно, что в дружину могут входить и женщины (правда, женственными их вряд ли можно назвать). Дружина полностью находится на содержании племени в лице вождя: он награждает воинов, выделяет им часть трофеев, обеспечивает едой, одеждой, оружием и т.д.
Как уже упоминалось, земледельцы, охотники, рыбаки и ремесленники – это также свободные люди, но платящие подать вождю.
Ещё ступенью ниже стоят рабы; таковым может быть только чужак, пленный иноплеменник. По традиции рабов отпускают после 10 лет службы, либо, если те хотят остаться, принимают в племя на равных правах. Раб имеет право требовать суда, если считает, что хозяин с ним плохо обращается; раб не может носить оружие, если оно не выдано/даровано ему хозяином.
Особняком стоят служители культа: их также содержит вождь из своей казны, но они находятся вне племенной иерархии и ни при каких условиях не могут в неё войти.

4. Структура семьи, отношения поколений, супружеские отношения
Структура семьи отражает структуру племени: семья является ячейкой общества, объединённая общим имуществом. После свадьбы женщина уходит в семью мужа. Новые семьи выделяются в случае, если у отца было несколько сыновей (по аналогии с вождём, основать семью может только мужчина); имущество в этом случае достаётся старшему, братья же создают новые семьи (обычно при этом им ничего не остаётся, кроме как идти в дружину) или могут остаться в семье.
Полигамия не запрещена, но малопопулярна по чисто экономическим соображениям. Младшие подчиняются главе семьи и его братьям; между женщинами и мужчинами в семье существует чёткое разделение власти: женщина подчинена мужчине, но она распоряжается всей домашней утварью, в то время как мужчина распоряжается всем, что вне дома: скотом, землёй, оружием и т.д. При желании женщина в любой момент может вернуться в семью отца; в этом случае она забирает детей, но оставляет бывшему мужу имущество, кроме одежды.
До старости доживают редко, но зато старцев высоко чтят за их опыт.

5. Экономическая модель
Экономика строится на сельском хозяйстве, присутствующем и в растение-, и в животноводческой формах. Основная единица производства – хутор (см. правила по экономике); более крупные, общинные аграрные единицы встречаются редко в силу нехватки плодородных земель. Группы хуторов подчинены одному племени.
Основные сельскохозяйственные культуры – овёс, ячмень, бобы. Животноводство менее распространено, базируется на достаточно мелком скоте (очень крупные грызуны – нечто вроде хомяка, но ростом с собаку). Крупного скота нет.
Земля не является объектом собственности, но распределяется вождём в аренду. Подати идут непосредственно вождю; он, в свою очередь, обеспечивает земледельцам охрану и справедливый суд.

6. Религия
6.1 Представления о боге, мире, человеке

Мир представляется людям как нечто плоское, окружённое Мировым океаном, которому нет края. Считается, что мир был сотворён семьёй Богов, которые существовали изначально: пара Хор-Отец и Хорти-Мать породила божественного сына Хайрека, который одновременно является младшим Богом и воплощённым миром, бытием.
Хор – это Бог-Отец, Бог-Мужчина, Бог-Хозяин. Ему подвластны стихии, он наполняет небытие смыслом (и значит, покровительствует музыкантам), созидает (и значит, покровительствует ремесленникам), награждает и наказывает (и значит, он хранит вождей и систему власти). Всё, что находится вне дома, посвящено ему.
Хорти – Богиня-Мать, покровительствующая плодородию и достатку. Её обитель – это дом.
Хайрек, младший Бог, представляется в виде мальчика – а потому он может быть добрым и злым, серьёзным и шутливым. Считается, что хищники, болезни и прочие бедствия – это плоды его детских игр, которые он создал без злого умысла, а потому их существование следует принимать как часть мира, а не роптать на них. В то же время, именно он создал янтарь, золото и, конечно же, виноградную лозу. Есть легенда, что одна из любимых игр Хайрека – превратиться в человека и пройти по сотворённому им миру. И тех, кто будет добр к путнику, до самой смерти ждёт благополучие.

6.2 Представления о посмертии
Считается, что после смерти человека ему предстоит вечно плавать по Мировому океану и никогда не пристать к берегу. Его существование будет пустым и унылым, он обречён на вечное одиночество. Все блага – в жизни, а не после неё, поэтому с умершего перед похоронами снимают всё ценное.
Но иногда, если перед смертью человека кто-то обидел, тот может вернуться и отомстить, а лишь затем отправиться в вечное плаванье. Чтобы этого не произошло, мертвецов принято на всякий случай закапывать в землю подальше от поселений, а на могилу насыпать камни или, что реже, брёвна.

6.3 Служители культа
В каждом племени есть свои служители культа; это всегда муж и жена. Он служит Хору, она – Хорти. У Хайрека служителя нет: каждый человек сам служит ему тем, что живёт в мире с сотворённой им природой, не убивая зверей и рыб зря, не сжигая и не вырубая без нужды леса.
Жрецы должны как можно раньше родить хотя бы несколько детей, чтобы обвенчать их с кем-либо из детей соплеменников (такой выбор считается очень почётным, даже если семья при этом лишается единственного сына) – тогда традиция жречества продолжится. Племя без одного, а тем более – без пары жрецов, считается чем-то обидевшим богов. В этом случае вождь со старшими членами племени отбирает пару детей и с большими дарами отправляет их в другое племя на обучение.

6.4 Обряды
Основных обрядов три:
- наречение именем (происходит в первую весну после рождения ребёнка, когда уже ясно, что он, как минимум, пережил зиму; относится к детям обоих полов);
- принятие в племя (признание взрослым; при этом подросток проходит ряд испытаний – в случае успеха он становится полноправным членом племени);
- бракосочетание.
Похороны не относятся к числу обрядов, т.к. не имеют единых правил проведения. То же самое относится к поклонению идолам как воплощению божеств. Форма проведения обрядов различается в разных (особенно – в удалённых друг от друга) племенах.

6.5 Празднества
Ключевые празднества:
- начало года (первые дни весны; аналог масленицы);
- праздник плодородия (аналог купалья; примерно то же время);
- праздник урожая (осень, когда весь урожай собран).
Также празднуется «вступление в должность» нового вождя и победа над врагами, но эти праздники не несут особого сакрального смысла – они больше светские.
И в обрядах, и в праздненствах принимает участие всё племя.

6.6 Обязанности рядовых верующих
Чётких правил для верующих нет, но всё же не следует:
- без нужды убивать животных и людей;
- без нужды жечь/рубить лес.
Поклонение и приношение даров идолам не входит в обязанности; другое дело, что вряд ли кто-то рискнёт прогневать богов невниманием.

7. Система власти, светской и духовной
По сути, вся власть принадлежит вождю: он является гарантом «законности» (сами «законы» передаются старшими племени в устной форме и являются скорее рекомендуемыми, нежели обязательными к исполнению: институт права ещё не вполне сложился), он же и судит спорящие стороны.
Духовная власть также не является обособленной от светской: её гарантом является, опять же, вождь племени.

8. Судебно-законодательная система
Если возникает конфликт интересов (в т.ч. связанный с нарушением традиций), обе стороны либо только обвинитель идут к вождю и излагают суть жалобы. Дальнейшее решение спорной ситуации целиком и полностью лежит на нём, поэтому, чаще всего, чтобы не обидеть ни одну из сторон, он назначает судебный поединок. В редких случаях вождь также может навязать своё волевое решение – в этом случае оно будет обязательно к исполнению, но может быть оспорено в поединке с вождём.
Законы складываются в каждом племени естественным образом и могут сильно отличаться, но, в любом случае, защищают интересы племени и лишь затем – отдельного человека.

9. Материальная культура

9.1 Костюм

9.1.1 Мужской костюм
Костюм людей обуславливают, прежде всего, холодный климат и каменистая местность.
Одежда должна быть теплой и удобной, многослойной, близкой по виду со скандинавским костюмом. Люди живут большим сообществом, поэтому нет особых отличий по родам. У них развито ткачество, кузнечное дело, выделка меха.
Основными составляющими мужского костюма являются: рубаха до середины бедра (1-2), довольно широкие штаны (чтобы сохранять тепло), собранные внизу или заправленные в сапоги, крепкая, умеренно остроносая (т.е. носок вытянут, но слегка закруглён – как на офицерских сапогах) обувь на каблуке, закрывающая голеностоп. Плащи – "солнце", "полусолнце".
Обязательным элементом является МЕХ (мастера ничего не имеют против искуственного: игра всё-таки): различные жилетки, накидки, безрукавки, пелерины. Они могут быть ворсом наверх, но лучше ворсом внутрь, а льняной яркой подкладкой наверх. Как минимум, в костюме должен присутствовать меховой воротник, шапка с меховой отделкой или меховые обмотки на ногах.
Одежда подпоясывается матерчатым или – реже – кожаным поясом; последний является атрибутом воинов, т.к. крупного скота у людей нет, а следовательно, кожаные пояса делают только из шкур хищников. Как у мужчин, так и у женщин обязательно имеется нож, подвешенный на поясе или заложенный за голенище.
Высшие слои могут отличаться от нижних наличием большой шапки из длинношерстного меха, а также кожаного пояса, большим количеством отделки (см. ниже), яркостью одежды (красный, яркий жёлтый, яркий зелёный).

9.1.2 Женский костюм
Он должен однозначно отличать женщину от мужчины. В костюме остается та же многослойность: рубаха нижняя, верхняя (по щиколотку или выше), сарафан, передник, меховая безрукавка (мехом внутрь, как описано выше) и т. п.. На талии – пояс с подвешенными ножами, ложками, женскими оберегами из камня и дерева. Плащи – "солнце", "полусолнце".
У женщин обязателен головной убор – платок, завязанный на затылке (как бандана).
На ногах также должна быть крепкая обувь, возможны гетры или, в более богатом варианте, вязаные гольфы.

9.1.3 Ткани и отделка
Из тканей предпочтительней: лен, шерсть (дорогой, в силу отсутствия крупного скота, но необходимый в данном климате материал), и конечно, мех.
Цвета: синий, зеленый, коричневый, бледно-желтый, черный, белый;
Отделка: различный бисер (стеклянный, металлический), самоцветы (янтарь, обсидиан, агат, аметист), вышивка, мех, бусы.
И побольше железных побрякушек (благо их в Городе много)! Писком моды считается обшитая красной шерстью безрукавка на длинном меху с железными пуговицами, но позволить себе такую могут только вожди и лучшие воины.

9.1.4 Костюм жрецов
Жрецы обычно не занимаются сельским хозяйством или охотой, поэтому их одежда менее практична, она величава, приближена к природе и божествам.
Мужской костюм жреца: Поверх длинной рубахи одето шерстяное несшитое покрывало, замотанное вокруг тела, образуя многочисленные складки. Край покрывала может накидываться на голову. На плечах хорошо иметь меховые «лапы».
Оружие лучше при себе не иметь, кроме ритуального: жрецов и так достаточно уважают и бояться.
Костюм жрицы: Отличается от мужского тем, что обязательно подпоясывается, меховые наплечники отсутствуют. На голове может находиться венок из древесных листьев, покрывало. Обязательно наличие женских оберегов из камня, дерева.
Ткань на покрывала лучше взять шерстяную (чтобы жрец не был похож на эльфа).
Цвет одежды может быть однотонный, без излишеств отделки. Желательно, чтобы покрывала жреца и жрицы были одного цвета.

9.2 Оружие
Поскольку значительную часть благосостояние людей обеспечивает охота, то и доминирующие виды оружия – это рубящее копьё-рогатина и лук. Лишь чуть менее популярны топор, цеп и длинный нож (нечто наподобие мачете). Одноручные мечи и арбалеты – не столько оружие, сколько знак статуса. Их можно увидеть лишь в руках вождя и особо приближенных к нему лиц. Боевые молоты есть, но встречаются очень редко, т.к. требуют огромной силы.
Чего точно нет: пик, алебард, двуручных мечей и т.п. оружия, предназначенного для борьбы пеших против всадников; полуторных мечей, шестопёров, сабель и т.п. оружия предназначенного для ведения боя верхом; требюше, баллист, спрингалд и т.п. техники, предназаначенной для осады крепостей.

9.3 Доспехи
Доспехи, в отличие от оружия, присутствуют разнообразные. Типовой разновидностью следует считать мелкопластинчатые бригантины, также встречаются хуяки (та же бригантина, но железом наружу), бахтерцы, колонтари, юшманы, толстые куртки с армированием металлическими элементами. Богатые воины могут позволить себе нагрудник и даже кирасу, а также кольчугу (обычно носят скрыто, под одеждой) либо кольчужные элементы (юбку, ворот) под основной доспех. Руки защищают полосчатыми либо бригантинными наручами с отдельным налокотником (реже - цельными "лодочками": это дороже), плечевыми дисками и щитками. Кисти рук либо не защищают вообще, либо делают это основательно: бахтерными или латными рукавицами. На ногах защиту не носят, в редких случаях встречаются наколенники. Популярные типы шлемов – цервейлер, "таблетка", "вендель", шапель (капеллин), басине и салетт (в обоих случаях - без забрала или с "волчьими ребрами"). Шлемы типа "пот" и "топф" теоретически встретить можно, но владелец такого раритета будет постоянной мишенью для насмешек.
Из щитов можно встретить два вида: большой круглый (не менее 60 см в диаметре) и миндалевидный.

9.4 Музыкальные инструменты
Люди пользуются различными музыкальными инструментами, но наиболее популярны различные флейты и бубны. В южных регионах зарождаются также струнные инструменты наподобие бандуры, лиры. В Городе также изготавливают медные духовые инструменты.